Если Вы зайдете в хороший Монтессори класс, Вы удивитесь, насколько аккуратной выглядит среда даже во время занятий с детьми. Все материалы стоят на своем месте, и дети всегда ставят их на место сами. В чем секрет?
Мы выделим пять простых правил, которые соблюдаются в Монтессори классах, придерживаясь которых Вы научите ребенка поддерживать порядок дома:
1) Поставьте игрушки на невысокие полки. Вы можете хранить основную массу игрушек в большой коробке, но она должна быть недоступна для ребенка. Игрушки, которыми играет ребенок, он должен брать с полки, а не из коробки. Когда игрушек слишком много, ребенку сложно выбрать интересующую его. К тому же он не может видеть все игрушки, если они свалены в кучу.
Лучше всего разместить на полке несколько самых любимых игрушек и менять часть из них каждые 3-5 дней. Заменять можно как на новые, так и на старые, давно знакомые игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Увидев игрушку через некоторое время снова, ребенок часто открывает в ней новые свойства и функции.
2) Игрушки должны быть эстетично и аккуратно расположены на полке(ах). Крупные игрушки и игрушки на подставках, например деревянную пирамидку, можно поставить прямо на полку. А вот мелкие игрушки лучше сложить по 3-5 штук в маленькие корзиночки или подставочки. Можно создавать тематические корзинки (например, предметы домашнего обихода — в одной корзинке, овощи и фрукты — в другой). Класть игрушки следует на те же места, с которых они были взяты.
3) С самого раннего возраста ребенка убирайте при нем игрушки на место, после того как он с ними поиграет. У детей работает впитывающее сознание, и даже если Вам кажется, что ребенок на Вас не смотрит в этот момент, все равно продолжайте убирать. Через некоторое время ребенок обязательно будет поступать также. Если Ваш ребенок уже подрос, а такой привычки у него еще нет, то предложите ребенку помочь Вам убрать игрушки, например, спросите его, на правильное ли место Вы ставите игрушку и т.п.
4) Важный момент — в Монтессори классах существует правило: нельзя брать новый материал с полки, пока ребенок не убрал тот, с которым он занимался до этого. Ребенку сложно убрать все игрушки за раз после игры. Когда комната завалена огромным количеством игрушек, уборка становится для малыша просто невыполнимой задачей. А если приучить его ставить на место игрушку прежде, чем брать новую, то такой ситуации просто не возникнет.
5) Сами всегда убирайте свои вещи на места после использования. Звучит банально, но, как и во всем остальном, дети перенимают наши привычки, впитывая их, как губка. Даже если вы все говорите правильно, и не подкрепляете свои слова действиями, толку не будет.
Любите своих детей!